«ЗабКЛИ – территория развития»
Грамотно выстроенная образовательная модель Лицея наряду с продуманной структурой её реализации, совершенствования, а также контроля и управления ею – условие гармоничного развития организационной и образовательной деятельности. В основу проектирования модели управления Лицеем положены Закон РФ «Об образовании Российской Федерации», Устав Лицея, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ, нормативно-правовые документы Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Педагогического совета и органов общественного самоуправления Лицея.
Реальная возможность придать педагогической деятельности целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя, но и сами обучающиеся, родители.
Децентрализация системы управления Лицеем способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления Лицеем функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Деятельность этих модулей определена следующими стратегическими требованиями:
- полный охват направлений работы;
- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
- адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры;
- использование в управлении Лицеем современных информационных технологий;
- оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности, к принятию управленческих решений.
Исходя из целей, принципов и стратегии развития построена вложенная целевая связная матричная структура управления (рис. 1), в которой выделяется 3 уровня управления.
Первый уровень – директор – главное административное лицо, несущее персональную ответственность за все, что совершается в образовательной организации. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Совет лицея, Педагогический совет, органы самоуправления учащихся, общее собрание трудового коллектива.Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательной организации, всех её подразделений.
Второй уровень – заместители директора образовательной организации и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации (предметные кафедры, рабочие группы, творческие группы, творческие объединения, советы и т.д., объединенные в службы). Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне строится преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом общего плана работы лицея, особенностей направления деятельности, а также с учётом индивидуальных возможностей каждого субъекта работающей модели.
Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебной, воспитательной, научной, методической системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.
Главная функция второго уровня – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами для воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень – учащиеся, родители и работники лицея. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
В Лицее разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательной организации, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.
Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника Лицея во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его интеллектуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе, – основной критерий оценки эффективности системы управления.
Другие критерии оценки эффективности управленческой модели предполагают учет:
- динамики квалификационного уровня педагогов;
- эффективности внедрения методов дифференциации и индивидуализации в педагогическую деятельность, её гуманизации, информационного обеспечения, компьютеризации образовательной организации;
- уровня развития органов соуправления и самоуправления;
- уровня согласованности действий между структурными подразделениями Лицея для достижения конечной цели – подготовки выпускника к деятельности в реальных условиях жизни нашего общества.
Промежуточная оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результатах промежуточной аттестации обучающихся, изучение воспитанности, а также по результатам, достигнутым обучающимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т. п.
Развитие системы управления Лицеем на планируемый этап предполагает переход к системной модели управления образовательной организацией, разработка которой и будет составлять один из блоков работы администрации Лицея.
В основе принятия управленческих решений лежат результаты ВШСОКО, в системе которого выделяются два направления:
Учебно-воспитательная деятельность:
- контроль состояния преподавания учебных дисциплин, выполнения учебных программ и достижений федерального государственного образовательного стандарта;
- контроль реализации права обучающихся на получение образования;
- контроль качества образования обучающихся;
- контроль внеурочной деятельности;
- контроль обеспечения условий сохранения и развития здоровья обучающихся в образовательной деятельности.
Педагогические кадры:
- контроль выполнения решений и нормативных документов вышестоящих органов;
- контроль деятельности предметных кафедр;
- контроль выполнения решений предметных кафедр;
- контроль самообразования педагогов;
- контроль состояния методической работы;
- контроль повышения квалификации педагогов.
Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой, есть, прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.
Рис. 1. Вложенная целевая связная матричная структура управления ГОУ «ЗабКЛИ»
Руководители структурных подразделений:
Абрамова Наталья Николаевна, директор
Прокопчук Алексей Николаевич, зам. директора по НМР
Филатова Елена Викторовна, зам. директора по ВР
Павлов Евгений Георгиевич, зам. директора по имущественному комплексу и хозяйственной части
Пешкова Ольга Леонидовна, зам. директора по безопасности
Информация о предметных кафедрах
Совет классных руководителей и воспитателей ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»
Места нахождения структурных подразделений:
Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 2
Адреса электронной почты структурных подразделений: zabkli@mail.ru
Положения о структурных подразделениях
Положение о Совете учреждения ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"
Положение о педагогическом совете ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"
Положение о попечительском совете ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"
Положение о предметной кафедре в ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"
Положение о службе социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Положение о научно-методическом совете ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"