Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в средней школе.
Цели внеурочной деятельности на ступени среднего общего образования:
- создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- оказание помощи в профессиональном самоопределении;
- воспитание и социализация духовно-нравственной личности.
Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени среднего общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Направления внеурочной деятельности :
- Игровая деятельность.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно-ценностное общение.
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).
- Художественное творчество.
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).
- Трудовая (производственная) деятельность.
- Спортивно-оздоровительная деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
План работы по внеурочной деятельности разрабатывает заместитель директора по воспитательной работе на триместр. В план включены мероприятия по 5 направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- обще интеллектуальное;
- общекультурное.
Воспитательный процесс внеурочной деятельности школьников проходит в пять этапов:
- План работы по внеурочной деятельности на триместр.
- Совет лицеистов.
- Работа «мастерских».
- Проведение мероприятия.
- Подведение итогов прошедшего мероприятия (выявление положительных и отрицательных аспектов в процессе подготовки и проведения мероприятия).
Совет лицеистов формируется из учащихся лицея (по 1-2 представителя от каждого класса).
Схема работы совета:
- постановка задачи (проведение мероприятия, решение текущих вопросов);
- распределяет обязанностей среди учащихся;
- определение сроков выполнения поручений;
- контроль выполнения поручений;
- подведение итогов.
«Мастерские» осуществляют основную подготовку и проведение мероприятий.
Целью работы «мастерских» является научить учащихся добиваться конечного результата, начиная с этапа подготовки, заканчивая получением продукта творческого процесса.
Мастерские:
«Пресс-центр»;
«Творческая мастерская»;
«Умелые ручки»;
«Летопись лицея».
«Пресс-центр» осуществляет написание сценариев для мероприятий, статей для сайта лицея, организовывает работу пресс-центров классов (написание статей для стенда «С пылу, с жару»), работа фотокорреспондентов.
«Творческая мастерская»:
- Театралы. Постановка спектаклей в которых участвуют учащиеся лицея.
- Вокалисты. Осуществляет вокальное сопровождение мероприятий.
- Хореографическая группа. Осуществляет хореографическое сопровождение мероприятий.
«Умелые ручки»:
- Цех реквизита. Изготовление реквизита необходимого для проведения мероприятия.
- Костюмерная. Разработка эскизов и пошив костюмов.
«Летопись лицея». Осуществляет сбор информации (фотографии, видео) о прошедшем мероприятии. Оформление стенда «Лицейская жизнь» в музее лицея.