«Кукольный театр и другие»
Весь мир – театр, мы все – актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Пьер де Ронсар
Театр....
Странно, одно слово, но сразу столько образов: сцена, актеры в гриме, особая, ни на что не похожая, обстановка.
Театр берёт своё начало ещё в античности и до сих пор, этот вид искусства, не теряет своей актуальности.
История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику.
Теперь театр, несомненно, нечто большее, чем шествие поющих мужчин в козлиных шкурах по городу. Он стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения. История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день.
Древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% - при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.
В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.
Сценические эксперименты дают возможность зрителям шагнуть за пределы зоны комфорта и увидеть непривычную, нестандартную игру. Необычные театры есть в России и других странах мира. Самые удивительные из них приглашают поклонников Мельпомены за кулисы прямо сейчас.
Театр теней
Этот вид искусства родом из Азии – популярность к нему пришла во времена Османской империи. Актеры устраивали представления на главной площади Топканы по распоряжению султана Сулеймана – так он хотел развлечь свою супругу. В Москве необычный театр теней появился в 1944 году. С 1988 года он находится на Измайловском бульваре. В репертуаре – классические и современные детские спектакли. Культурное пространство, задуманное для юных зрителей, с удовольствием посещают и родители.
Плавучая сцена
Путешествие по самым необычным культурным пространствам мира продолжается в Австрии. В городе Брегенц есть сцена под открытым небом, вмещающая 6,5 тысяч зрителей. Ее уникальность в том, что расположена она на озере Констанц, прямо на воде. Плавучую конструкцию монтируют в июле или августе – перед началом Bregenz Festival. Фестиваль проводится в Австрии с 1946 года и привлекает десятки тысяч туристов. За шесть десятилетий сооружение не раз усовершенствовали технически. Установлено оно на бетонном основании, построенном на дне озера. Основание, на которое монтируется главная надводная часть, придает последней устойчивость, повышает безопасность.
Куклы на воде
Во Вьетнаме есть необычный кукольный театр, в котором кукловоды управляют куклами, стоя по колено в воде. У кукол предусмотрены специальные пружины, при нажатии на которые появляются брызги, волны, другие задуманные по сценарию эффекты. Водные сцены существуют во Вьетнаме с 11 столетия, но мировая известность и популярность пришли к коллективу в 1984 году, после гастрольного турне по Германии, Франции, Италии и Голландии. В каждом спектакле занято 11 кукловодов – каждый обучался мастерству три года. Во время представления кукловоды находятся за ширмой и управляют марионетками с помощью длинных бамбуковых палок.
Французский уличный вертикальный театр
Театр “Пассажиры” (так переводится его название с французского) представляет исключительно на вертикальных поверхностях, от специально установленных экранов до самых обычных стен современных зданий и старинных крепостей. Такой жанр требует отличной акробатической подготовки от актёров. Сами шоу представляют из себя смесь балета и пантомимы, что делает их понятными для жителя любой страны без переводчика. Правда, иногда требуется изрядная начитанность, чтобы опознать разворачивающийся сюжет. Основан театр был в 1988 году Филиппом Риу и Кристиной Бернар. Новый жанр стал их способом освоить городское пространство, которое давно уже тянется не столько вширь, сколько ввысь. Можно сказать, это в некотором роде театр-граффити. В репертуаре труппы сейчас такие спектакли, как “Космогония”, “Призрачные фасады”, “Время”, “Намасте”, “Риф” и “Танец на стене” – любое из этих названий уже будит воображение. Театр гастролирует по всему миру, в том числе уже приезжал в Москву и не прочь приехать ещё пару раз.
Театр самых высоких людей
Таково одно из названий евпаторийского Театра на ходулях. Их представления называют также “шоу великанов” (по одному из спектаклей в репертуаре), но интересна, конечно, не только взятая артистами высота искусства. Сами спектакли в карнавально-ярких костюмах, с обилием танцевальных (!) номеров завораживают и сюжетом, и зрелищностью. Проект основан в 2001 году. Первые набранные актёры не имели на театральной, ни акробатической подготовки, но горели энтузиазмом, так что вскоре театр стал местной достопримечательностью, а затем и желанным гостем во многих странах. К сожалению, ровно месяц назад художественный руководитель театра попал в ДТП. На его лечение и реабилитацию собирают средства на специально открытый счёт. Реквизиты легко найти в интернете.
Театр Мимики и Жеста
Первый в мире театр глухих актёров был основан в Москве в 1963 году. Это не театр-“гетто”, он представляет равно для глухих и слышащих зрителей, но, в отличие от других театров Москвы, здесь зритель со слуховыми проблемами ничего из спектакля не упустит: артисты представляют на языке жестов, со звуковым синхронным переводом для тех, кто его не знает. Каждый, кто посетил хоть один спектакль этого уникального в России театра, навсегда будет очарован тем, как выразителен язык жестов даже для тех, кто его не понимает. Огромное внимание здесь уделяется также отточенности пластики, и в спектаклях присутствуют танцевальные номера, поставленные под самую обычную музыку – и никто никогда не видел, чтобы неслышащие актёры сбились в танце с ритма. Большую часть репертуара составляют детские сказки, а также три комедии – “Где Чарли?” (по той же пьесе, что и фильм “Здравствуйте, я ваша тётя!”), “Деревенская кадриль” и “Свадьба” (по рассказам Зощенко). Википедия отмечает, что сейчас театр находится в крайне бедственном положении, но мы очень надеемся, что, несмотря на кризис, своего зрителя он не потеряет, а мы не утратим этого чуда театрального искусства.
Подводный театр “Прозрачный мир”
Ещё один уникальный российский театр, существующий с 2004 года в Москве. Актёрский кастинг туда очень суровый: надо быть хорошим пловцом, замечательным мимом и уметь задерживать дыхание не меньше, чем на четыре с половиной минуты. Главная идея вовсе не в экстремальности и необычности таких выступлений. Танец под водой даёт новые возможности пластической выразительности, отличные от знакомых нам балета и акробатики. Подсветка сцены-аквариума позволяет режиссёру добиваться особой глубины визуального ряда. Всё же вместе заставляет замереть дух простого зрителя.
Чёрные театры Праги
Знаменитые чёрные театры чешской столицы – ещё одна разновидность театра пантомимы. Главной их особенностью является построение визуального ряда на игре света и тени. Действие разворачивается в темноте, кроме светотеневых пятен и узоров на разных поверхностях сцены используются разноцветные светодиоды на предметах и артистах, люминисцентная краска в гриме и на костюмах, тщательно выстроенные зрительные иллюзии, яркая современная хореография. Зрелище невероятно завораживает. Всего в праге девять таких театров, так что посетить город и не попасть на спектакль, если очень туда хочется, невозможно: хоть на один да найдётся билетик.
|