250 лет со дня рождения
Людвига ван Бетховена
В 2020 году исполняется 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена. Четверть тысячелетия - дата более чем круглая. Бетховен принадлежит всем. Его произведения играют лучшие музыканты и оркестры мира.
Бетховен - это человек и музыкант, который на протяжении всей жизни абсолютно ничем себя не запятнал. Современники считали Бетховена великим композитором. Ференц Лист боготворил Бетховена. Именно он "заставил" боннцев в 1845 году поставить на центральной площади памятник Бетховену и фактически основал Бетховенский фестиваль. Радикальность представлений Бетховена о роли и значении искусства вообще и музыки в частности сделали его кумиром различных революций, в том числе и социальных. Сам композитор вел при этом вполне буржуазный образ жизни. Мы восхищаемся Бетховеном и как борцом за достоинство человека.
Точная дата рождения Бетховена - первая из загадок его биографии. Точно известен лишь день его крестин: 17 декабря 1770 года в Бонне.
Бетховен - потомственный музыкант, его отец пел при дворе. Дедушка Людвига, капельмейстер придворного оркестра, был богат - он успешно занимался виноторговлей, кроме музыки Людвига учил музыке отец. Ребенком он учился играть на фортепиано, органе и скрипке. В семь лет дал первый концерт (отец хотел сделать из Людвига "второго Моцарта"). Только до 10-ти лет Людвиг посещал общеобразовательную школу. В 12 лет Бетховен начал писать свои первые сочинения с забавными названиями вроде "Элегия на смерть пуделя" (предположительно под впечатлением от кончины реального пса). В 22 года композитор уехал в Вену, где и прожил до конца жизни. Он скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет, предположительно от цирроза печени.
Жизнерадостный молодой человек с возрастом и под влиянием недугов превратился в довольно непростого в повседневном обращении персонажа. Бетховен начал глохнуть в возрасте 27 лет. Болезнь развивалась на протяжении двух десятилетий и полностью лишила композитора слуха к 48 годам. Новейшие исследования доказывают, что причиной стало заболевание сыпным тифом - распространенной во времена Бетховена инфекции, которую часто переносят крысы. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим..
Бетховен - последний из титанов "венской классики". В общей сложности он оставил потомкам более 240 сочинений, среди них - девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов. Он, по сути, заново изобрел жанр симфонии, в частности, впервые использовав в Девятой симфонии хор, чего до него никто не делал.
Оперу Бетховен написал лишь одну - "Фиделио". Работа над ней далась композитору мучительно, а результат до сих пор убеждает не всех. На оперном поприще Бетховен, как указывает российский музыковед Лариса Кириллина, вступал в полемику со своим кумиром и предшественником - Вольфгангом Амадеем Моцартом.При этом, как указывает Кириллина, "концепция "Фиделио" прямо противоположна моцартовской: любовь - не слепая стихийная сила, а нравственный долг, требующий от своих избранников готовности к подвигу. Первоначальное название оперы Бетховена, "Леонора, или Супружеская любовь", отражает этот антимоцартовский моральный императив: не "так поступают все женщины", а "так должны поступать все женщины".
"Та-та-та-таааа!" Если верить первому биографу Бетховена Антону Шиндлеру , сам композитор говорил о начальных тактах своей Пятой симфонии: "Так сама судьба стучится в дверь!" Более близкий Бетховену человек, его ученик и друг, композитор Карл Черни вспоминал, что "тему симфонии C-Moll Бетховену навеял крик лесной птицы"… Так или иначе: образ "поединка с судьбой" стал частью бетховенского мифа. Девятая симфония Бетховена, премьера которой состоялась 7 мая 1824 года в Вене и сопровождалась шквалом оваций, которые полностью потерявший слух композитор не мог услышать, до сих пор является непревзойденным сочинением в истории музыки. "Ода к радости" на стихи Шиллера стала гимном единой Европы.
Первый в мире публичный памятник Бетховену, созданный на пожертвования в 1845 году, - в Бонне. Большую часть пожертвовал композитор Ференц Лист. Бетховен уже при жизни был признанным гением и никогда не страдал от недостатка самомнения. Это отражалось, в частности, на его представлениях о размере гонораров. Бетховен охотно принимал заказы от щедрых и влиятельных меценатов, а с издателями порою вел финансовые переговоры в очень жестком тоне. Композитор был не миллионером, но весьма состоятельным человеком по меркам своей эпохи. Смерть Бетховена окружала тайна. Но начало его бессмертия — тоже. После последнего консилиума врачей Бетховен с горькой иронией произнес по-латыни: «Plaudite, amici, finita est comoedia!» А умирая, Бетховен сказал певцу Лаблашу: «Вы слышите колокол? Перемена декораций!» Мистерия закончилась. Но зал молчал. После смерти Бетховена никто из тех, кто хорошо знал композитора, не захотел написать его биографию. Даже ближайшие друзья — доктор медицины Франц Герхард Вегелер и любимый ученик, композитор и пианист Фердинанд Рис — ограничились лаконичными биографическими заметками. Смерть Бетховена окружала тайна. Но начало его бессмертия — тоже. |