Суббота, 25.11.2017, 10:54
Приветствую Вас Гость | RSS



       ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"

 

                                                                                                                                                                                                                      

Сведения о ГОУ "ЗабКЛИ"
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Вы- педагог

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ,

РАБОТАЮЩЕГО С ПОТЕНЦИАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Любому учителю, начинающему работу со способными детьми или уже работающему с ними, желающему повысить уровень своей преподавательской деятельности, компетентность и эффективность своей работы, будет полезно и интересно узнать – чем характеризуется та категория детей, которых называют способными или одаренными.

Мой опыт показывает, что педагог при слове «одаренный ребенок» часто представляет себе ученика, мгновенно схватывающего на лету информацию, успевающего по всем предметам, легкого на подъем, креативного и самостоятельного…Словом – успешного, обладающего высоким уровнем достижений. И в этом случае, учитель не так уж не прав. Вся беда в том, что наша система образования, только в последние годы, когда к этой сфере появился интерес правительства в форме национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обратилась к проблеме сопровождения одаренности. Раннее выявление одаренности вообще еще находится в зачаточном состоянии.

По статистике наших немецких коллег (Германия занимает одно из первых мест по уровню развития системы поддержки способных и одаренных детей) один ребенок из 100 является одаренным. Представьте, исходя из того, сколько детей из года в год приходят в детский сад, а затем обучаются в начальной школе, как велики наши потери.

Это значит, что 1-2 ребенка каждый год остаются незамеченными, непонятыми, не достигают возможного уровня развития своих выдающихся способностей. Более этого, особенности одаренного ребенка никак не вписываются в ни в урочную, ни в годовую программу обучения, ни в привычные формы и методы преподавания, ни в наш «образ» одаренного ребенка.

Поэтому, уже в средней школе, а тем более в старших классах эти дети никак не выделяются из массы остальных учеников (в лучшем случае), а в большинстве своем они теряются как личности, переживая общую неудовлетворенность собой, озлобляются или замыкаются в себе, или совсем не занимаются учебой, тратя все свое время на увлечения, часто реализуя в них свои способности прямым или косвенным образом.

Так что же должен знать учитель, идя в класс к способным или, так называемым, потенциально одаренным детям?

Что  представляют из себя НАШИ способные и одаренные дети?

Суммируя опыт зарубежных и отечественных коллег и свой собственный, могу сказать, что у детей младших классов с опережающим уровнем умственного развития часто возникают особые потребности и проблемы, которые, если не принимать их во внимание, не позволяют им реализовать свой потенциал. Эти дети могут скрывать свои способности, чтобы не быть «слишком умными». Более того, они нередко оказываются среди отстающих, так как не могут преодолеть скуку и поэтому не овладевают в должной мере необходимыми базовыми навыками (чтение, письмо, счет), входят в конфликт с окружением. Особенно, если их одаренность узко-предметная (математическая, социальная, художественная, техническая и т.п.), что в первую очередь касается мальчиков, которые, как правило, обладают «узкой» одаренностью, в отличие от девочек, у которых сфера одаренности охватывает обычно несколько сфер.

Не конформный и независимый стиль поведения, желание спорить, задавать много вопросов – вот чем изначально отличаются многие одаренные дети и подростки, и это вызывает некоторое раздражение у учителя, и даже, что греха таить, непринятие ребенка, его отторжение, игнорирование. Представьте же одаренного ребенка, от природы склонного к поисковой активности, самостоятельности, любознательности, который с детского сада слышит от воспитателя, а потом и в школе, (а самое страшное, часто  и от родителей)  – «сядь», «замолчи», «не перебивай», «дай сказать другим», «успокойся», «не бери, не трогай». Как нарочно, именно этот ребенок больше всего, не смотря на его внешнюю независимость, обидчивость, самомнение, крайне нуждается в поощрении, ласковом слове… Слишком долго, мои дорогие педагоги, нас учили равняться на «норму», тянуть знания «к среднему»… Но пришло время меняться! Профессионалы мы, в конце концов, или нет? Что нам стоит ответить насколько возможно на вопрос ребенка, или предложить ему найти ответ в такой-то книге или интернете, или сделать его помощником  на занятиях, чтобы он дал возможность поработать другим и не чувствовал себя при этом выскочкой?

Предметное и неформальное общение учителя, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, не директивности.

Хотите, я нарисую вам образ Успешного учителя для одаренных?

·       Это, прежде всего, прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

·       Больше спрашивает и меньше объясняет. Вместо того, чтобы самому отвечать на вопросы, он предоставляют это учащимся.

·       Задает открытые вопросы типа: «Чтобы случилось, если бы..?», «Что ты имеешь в виду?», «Если ты прав, то, как это повлияет на..?» 

·       Стремится получить знания, которым обучает, от самих учащихся, и пытается понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

·       Получает удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Обсуждает с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются  точками зрения.

·       Позволяет школьникам учить себя.

Неизбежно возникает вопрос: «Существует ли такой учитель — «образец образцов» — в природе и можно ли такие качества, умения развить?». Отвечаю – да – на каждую часть этого вопроса! Если вы – именно такой учитель, я поздравляю вас, горжусь вами, знаю, что вы совершенствуетесь и развиваетесь – это ваша личностная потребность и именно поэтому вы интересуетесь темой и сейчас читаете эту информацию.

А развить указанные личностные и профессионально-личностные качества, можно, по меньшей мере, тремя путями:

1-     с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; 2 - предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей; 3 -  тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы. 

Я буду очень рада, как специалист и просто человек, помочь вам во всем: ответить на вопросы, порекомендовать формы и методы работы со способными детьми, проконсультировать по конкретной ситуации или при вашем желании - направить вас к коллегам-психологам.

Дорогие мои учителя, помня о вашем нелегком, но таком увлекательном труде, хочу сказать: НЕТ НЕРАЗРЕШИМЫХ ПРОБЛЕМ – ЕСТЬ ТРУДОЕМКИЕ ИЛИ НЕПРИЯТНЫЕ РЕШЕНИЯ. Немного усилий, решимости и эмоциональный подъем – и вы уже на вершине успеха!

С пожеланиями удачи, ваш психолог Есина Т.А.

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Государственное общеобразовательное учреждение 

 «Забайкальский краевой лицей-интернат»

Адрес: 672010, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 2

Тел.: 8(3022) 33-41-63, 33-41-41

e-mail: zabkli@mail.ru


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz