ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"

Приветствую Вас Гость | RSS
Главное меню
Форма входа
Анкеты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


     

БОП 2014

Отчет БОП ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» по стажировке  по теме:  «Модель психолого -педагогического сопровождения потенциально одаренных старшеклассников  с целью их успешной социализации» 2014 год

8 октября 2014 в ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» проведено  пятое стажировочное мероприятие в рамках реализации мероприятий ФЦПРО (2011-2015 г.) «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» в Забайкальском крае по направлению 1.6 «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся». Программа стажировочных мероприятий сформирована по теме «Модель Психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных старшеклассников в условиях специализированного учреждения с целью их успешной социализации»

Содержание программы стажировки разработано в соответствии с Законом «Об образовании», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Развитие системы поддержки талантливых детей»), Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, Президентской программой «Дети России».

 

Программа стажировки разработана в соответствии с квалификационными требованиями к руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров, педагогам, специалистам-психологам осуществляющим работу с одаренными детьми.

Слушателям стажировки предлагалось ознакомиться с уже накопленным опытом создания и реализации модели психолого-педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, с формами и методами работы педагога, желающего разивать способности детей, психологи наблюдали методы работы с самооценкой учащихся и эмоциональным выгоранием учителей. В завершении участники стажировки получили задания по разработке собственных моделей сопровождения одаренных детей с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения, экспертизе документов, проектированию мероприятий.

Основная цель программы стажировки: повышение квалификации психологов и педагогов ОУ по вопросам психолого-педагогического  сопровождения одаренных детей, достижение понимания слушателями представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к предлагаемым занятиям, формирование практических навыков в освоении Модели сопровождения одаренных детей с целью их успешной  социализации.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Ознакомить слушателей с нормативно-правовой базой и системой работы психолога и педагога ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»;
  • Сформировать у слушателей представление о способностях и одаренности, о личностных особенностях потенциально или актуально одаренных детей;
  • Заинтересовать слушателей системой работы психолога лицея  -  в виде презентации и наблюдения за реализацией «Модели психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат», включающей:

-  диагностическое обследование учащихся с целью выявления и отслеживания динамики интеллектуального развития;

- совместную работу психолога и педагога по разработке индивидуальной обучающей траектории каждого учащегося, и формы и методы преподавания в каждом конкретном классе на основе целей педагога и возможностей учащихся;

- программу профессионального определения старшеклассников и психологическую подготовку к ЕГЭ;

- систему профилактических мероприятий, направленных на предупреждение кризисных  состояний у учащихся, употребление ПАВ, обучение методам саморегуляции и самоактуализации;

  • Создать условия и дать возможность слушателю самостоятельно разработать основные направления по организации работы с одаренными детьми в собственном образовательном учреждении.

Целевые группы программы стажировки: психологи и учителя школ Забайкальского края, желающие работать в направлении социализации одаренных детей  или осуществляющие работу со способными и одаренными детьми.

Основные формы работы со слушателями:  семинар-практикум,  деловые и ролевые игры, элементы психологического тренинга, анализ открытого урока, проектирование.

Программа стажировки построена по модульному принципу. Каждый модуль имеет свою направленность, целевую аудиторию, программу. Модули рассматриваются как самостоятельные единицы, однако, так как они содержательно и технически взаимосвязаны и дополняют друг друга – могут использоваться последовательно одной и той же группой слушателей.

Модуль 1 «Индивидуализация обучения и развитие способностей в условиях ГОУ  «Забайкальский краевой лицей-интернат» разработан для слушателей, являющихся  педагогами, работающими или желающими работать с одаренными детьми. Девиз стажировки по Модулю 1 - «НЕ МНОГИЕ УМЫ ГИБНУТ ОТ ИЗНОСА, ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ОНИ РЖАВЕЮТ ОТ НЕУПОТРЕБЛЕНИЯ» (Э. Делакруа)

Цель  модуля - практическое освоение слушателями возможных подходов к организации учебного процесса, построенного на принципах индивидуализации обучения, с учетом психологической диагностики и знаний форм и методов работы с одаренными и способными детьми.

Модуль 2. Система психологического сопровождения одаренных детей в условиях ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» разработан для  специалистов  психологов, педагогов-психологов ОУ и ППМСЦ, желающих познакомится и/или перенять опыт системной работы психолога с одаренными детьми, в том числе выявлять, отслеживать динамику развития и осуществлять сопровождение в период обучения в старшей школе. Девиз стажировки по Модулю 2 - «ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ РЕДКИМ, ЧЕМ СПОСОБНОСТЬ. ЭТО СПОСОБНОСТЬ РАСПОЗНАВАТЬ СПОСОБНОСТИ» (Роберт Халф)

Цель данного модуля - повышение квалификации психологов ОУ и ППМСЦ по вопросам организации психолого-медико-педагогического сопровождения одаренных детей.

В стажировке 8 октября слушателям была предложена интеграционная программа, включающая наиболее эффективные формы работы и темы из обоих модулей (эффективность определялась итогами анкетирования участников прошедших за три года стажировок).

В форме семинара-практикума  подробно была рассмотрена реализуемая в учреждении «Модель психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных детей», а именно ее цель, задачи, принципы реализации, структура модели, взаимодействие структурных элементов, методы и формы этого взаимодействия.

Структурными элементами Модели были заявлены: родительская аудитория, педагогический коллектив, психолог, медицинский работник,  администрация лицея. Связующим звеном всех участников является общая цель – создание условий для успешной социализации учащихся. Сами учащиеся так же являются активным  структурным элементом в модели.

Работа на семинаре – практикуме сопровождалась практической демонстрацией методов работы психолога. Анализ всего спектра психологических проблем детей с высоким уровнем развития способностей осуществлялся на конкретных примерах. Семинар сопровождался так же деловыми играми, просмотром видео, отражающим практическое воплощение элементов и мероприятий модели.

Слушатели этого модуля так же получили возможность увидеть продукт творческой деятельности старшеклассников лицея, представленного в форме фильма «7 заповедей ученика», что позволило стажером лучше понять особенности способных и одаренных детей, их умение видеть главное, работать с техникой, креативность и гибкость мышления, «остроту» ума, чувство юмора.

Участники стажировки смогли присутствовать на уроках у ведущих (профильные предметы) преподавателей лицея. Целью такой формы работы было знакомство с принятыми формами и методами обучения в лицее, особенностями учащихся. После уроков участникам стажировки была предоставлена возможность задать вопросы и обсудить впечатления.

Форма организации семинара для педагогов по теме: «Формы и методы работы педагога, желающего развивать способности детей» позволила слушателям оказаться на месте учащихся. Целью подобной формы работы было  знакомство учителя с принципами и формами развивающего способности обучения. Семинар прошел в виде развивающего  урока с использованием сразу нескольких эффективных методик опроса, изложения темы, закрепления материала.

В программу стажировки вошли практические занятия по психологической профилактике суицидов среди способных детей, включающие методы работы с самооценкой и визуализацию.

Успешность реализации Модели отслеживается по нескольким критериям эффективности, которые были подробно рассмотрены в форме презентации – отчета. Слушателям был предоставлен для изучения подробный трехлетний Мониторинг по всем критериям эффективности.

В стажировке 8 октября 2014 года  приняли участие 16 стажеров из краевых образовательных учреждений и г. Читы. Из них 10 педагогов (в том числе руководители учреждений) и  6 психологов.

Контроль умений и навыков, усвоенных стажерами, традиционно проведен через анкетирование, показавшее объективные результаты стажировки (сумма баллов по каждому вопросу имеет максимальное значение в 10 баллов). По каждому критерию было подсчитано среднее значение по группе стажеров.

Так же заключительная (проверочная) анкета включила открытые вопросы. Так, по окончанию стажировки участники поделились мыслями и положительными впечатлениями от формы подачи информации, четкости в изложении материала, креативном подходе и о появившемся желании развиваться и расти профессионально дальше.

Наиболее полезными и эффективными из программы стажировки слушатели назвали семинар-практикум для педагогов «Формы работы педагога, желающего развивать способности учащихся», и в частности продемонстрированные методы развивающего урока, мотивирующего урока и урока – закрепления и проверки знаний. Психологам был продемонстрирован семинар для педагогов из авторской программы профилактики суицидального поведения у учащихся «Спокойно о тревожном», метод визуализаций для профилактики эмоционального выгорания. Данные методы были оценены коллегами как эффективные и применяемые в практике.

Из представленных результатов видно, что  стажировочные модули были актуальными, достаточно информативными и продуктивными для всех стажеров, участники почерпнули для себя нечто новое в предложенной информации, с организаторами стажировки и участниками были установлены тесные эмоциональные связи. Применимость методов и форм работы, показанных на стажировке, требует специальных условий в образовательном учреждении, несмотря на это, мы видим совсем не низкие показатели по этой шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Государственное общеобразовательное учреждение 

 «Забайкальский краевой лицей-интернат»

Адрес: 672010, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 2

Тел.: 8(3022) 33-41-63

e-mailzabkli@mail.ru




Copyright MyCorp © 2024